Посмертная маска Николая Гоголя

 

 

Прежде чем перейти к анализу посмертной маски Николая Васильевича Гоголя, нужно отметить, что эта маска является не посмертной, а прижизненной, так как на самом деле писатель в тот момент ещё не умер, а заснул летаргическим сном. По зловещей случайности, в то время свирепствовала эпидемия холеры, и от трупов старались быстрее избавляться, из-за опасности заражения. Поэтому уснувшего Гоголя сочли мертвым и похоронили в тот же день, не дождавшись, как он писал в своем завещании «явных признаков разложения».

 

Николай Васильевич уже несколько раз до этого впадал в летаргию и, обладая способностями провидца, предвидел, что будет похоронен заживо, о чем и предупреждал в завещании своих близких. Скульптор Рамазанов, которого пригласили снять посмертную маску, впоследствии писал: «Когда я подошел к телу Гоголя, он не казался мне мертвым. Улыбка рта и незакрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне. Так что я не вдруг решился снять маску».

 

Когда в 1931 году гроб с телом Гоголя переносили из кладбища Даниловского монастыря на Новодевичье, его вскрыли и обнаружили, что труп лежит в неестественно скрюченном положении на боку. Видимо, писатель проснулся в гробу, и смерть наступила уже в результате удушья. Интересно, что произошла естественная мумификация, и тело Гоголя очень хорошо сохранилось. Видимо, поэтому советские писатели — атеисты, ни во что не верившие и не имевшие ни малейшего почтения к покойному, не устояли перед соблазном — и тело буквально растащили по частям. Кто-то взял себе череп, местонахождение которого до сих пор неизвестно (а в гроб, по рассказам очевидцев, был положен первый попавшийся череп, подобранный на кладбищенской мусорной куче). Кто-то утащил фалангу пальца, в которую затем вставил перо. Кто-то отхватил кусок подкладки плаща... Гоголь, водимо, предвидел и это, так как в завещании написал: «Презрен будет тот, кто привлечется вниманием к моей гниющей персти...» Это пророчество сбылось полностью — рассказывают, что один из осквернителей могилы Гоголя, очень известный писатель, стащил с него сапоги и даже потом носил их. После этого его стал преследовать один и тот же сон — ему снились сапоги, которые ходили, скрипя, по дому. И продолжалось это до тех пор, пока он от тех сапог не избавился.

 

 

Итак, маска, которую мы рассматриваем — прижизненная. Поэтому она дает определенную информацию о человеке, но, к сожалению, не способна открыть до конца его сущность. Великий писатель, жизнь которого была наполнена тайнами и мистикой, умер, оставив нам загадку, разгадать которую окончательно мы не сможем.

 

Прежде всего, нужно отметить очень необычное лицо, определить антропологический тип которого чрезвычайно трудно. Среди предков Николая Васильевича были украинцы, поляки, литовцы — но он не похож на типичного представителя ни одной из этих наций. Такие лица бывают обычно у людей, находящихся под сильным влиянием Урана — национальность ураниста определить невозможно.

 

Небольшие глаза и длинный «птичий» нос говорят о том, что писатель мог быть большим скептиком, любил придираться к мелочам, не был удовлетворен жизнью. Он нуждался в контактах и легко вступал в них (о чем говорят выраженные скулы), однако в общении любил доминировать, поучать других. Из воспоминаний его современников известно, что Гоголь был мелочным и мстительным человеком. Тех, кто не был согласен с его убеждениями, впоследствии он объявлял своими врагами, а все обиды, даже самые мелкие, записывал на небольших кусочках бумаги, некоторые из которых сохранились до наших дней. На части таких записей стоит пометка «оплачено», свидетельствующая о том, что Гоголь сумел отомстить обидчику.

 

Маленькие, глубоко посаженые и одновременно широко расставленные глаза — признак заниженной самооценки. Глаза связаны с Солнцем, и если они небольшие, то человек не осознает полностью себя как личность, не чувствует собственной ценности. А тщеславие, которое проявилось у Николая Васильевича в последние годы жизни, и повышенная потребность в понимании были, скорее, признаком глубокого комплекса неполноценности.

 

Длинный заостренный на кончике нос также говорит о любознательности, о желании постоянно наполнять себя новой информацией. такому человеку в жизни интересно все, он одержим жаждой познания.  Горбинка носа показывает, что писатель был легок на подъем. И действительно, он много путешествовал, любил перемену мест. Такая форма носа свидетельствует также о яркости, харизматичности, энергичности.

 

Гоголь часто переживал подъемы и спады, не мог работать без вдохновения — об этом говорит резкий изгиб переносицы. Когда муза приходила к нему, он мог месяцами работать, исписывая стопки бумаги и не обращая внимания на условия своего существования. А в периоды спада не писал вообще. Не мог заставить себя работать по заказу, как умел, например, Ф.М. Достоевский (для него, в отличие от Гоголя и Пушкина, был характерен слабый переход между лбом и носом — так называемый «греческий профиль», дающий гармоничное распределение сил и стабильную работоспособность).

 

Слабо выраженные ноздри — признак отсутствия страстей. Гоголь, на самом деле, никогда в жизни не влюблялся и очень опасался женщин.

 

Выделенные по сравнению с висками скулы говорят о хитрости и о большой роли фантазии. Такой человек умеет выдавать свои фантазии за реальность. И действительно, Гоголь любил сочинять, придумывал истории прямо на ходу, рассказывал о себе всякие небылицы.

 

Лоб на маске Н.В. Гоголя — достаточно широкий. Писатель не был фанатиком — скорее, наоборот, поддавался влиянию со стороны, был внушаемым человеком. Об этом говорит и линия опускающихся по краям бровей - «брови домиком» являются признаком пессимизма, такой человек склонен преувеличивать темные стороны жизни.

 

Покатая верхняя часть лба свидетельствует о холерическом темпераменте. Очень выражены «философские бугры» - Николай Васильевич любил размышлять над смыслом жизни, задумывался над причинами происходящих событий, что нашло отражение в его произведениях. Также он обладал хорошими аналитическими способностями, на что указывает выраженная надбровная часть лба.

 

Середина лба вдавлена. Человек с таким признаком часто не имеет самостоятельных взглядов, его мировоззрение эклектично, он зависим от мнения других. А вот фанатиком Гоголь явно не был — на это указывают ровные, не вдавленные виски. Скорее всего, в последние годы жизни  он стал жертвой чьего-то психологического воздействия — наиболее вероятно, что на писателя оказывал влияние его духовник, перед которым Гоголь испытывал страх.

 

Боковые части нижних челюстей несколько вывернуты углами наружу. Такая форма говорит о большой обидчивости, злопамятности, мстительности, упрямстве, а также об умении сдерживать эмоции.

 

Необычно длинный рот — признак того, что человек умеет жить по вдохновению. Также длинная, извилистая линия рта может говорить о склонности к сексуальным извращениям и о страхах, связанных с интимной стороной жизни. Не выраженные губы — признак подавления сексуальных импульсов. Очень короткая верхняя губа свидетельствует о кокетстве. Для такого человека имеет большое значение то впечатление, которое он производит на окружающих. Надо сказать, что Николай Васильевич действительно любил хорошо выглядеть, играл на публику, добиваясь внимания.

 

Маленький узкий подбородок говорит о том, что писателю не хватало стойкости убеждений, жесткого внутреннего стержня. Это характерно для многих представителей знака Овен. Подбородок действительно очень мал, по сравнению с носом. На первом слепке маски Гоголя была видна даже некоторая раздвоенность подбородка. Это признак слабого человека, который играет в сильную личность, ему необходима компенсация, он стремится выглядеть  ярким, сильным и значимым в глазах других людей. Но при этом сила отсутствует, нет умения отстаивать свои убеждения, доказывать правоту.

 

Уши на этой маске, к сожалению, не видны. Поэтому мы не можем завершить физиогномический анализ прижизненной маски Николая Гоголя. Но интересно провести анализ положения планет на момент его ухода из жизни.

 

 "Павел Павлович Глоба" ©