Пушкин А.С. Посмернтная маска
НОС
При первом взгляде на маску обращает на себя внимание нос – он несколько свернут направо. Правая сторона – это светлая сторона у мужчин (у женщин – наоборот). Нос – часть лица, связанная с планетой Марс и, соответственно, с трансформацией внутренних импульсов человека. Поэтому, преодолевая себя, он свою энергию трансформирует в какое-то светлое, творческое начало. Загнутый вниз кончик носа говорит о злопамятности и склонности к мстительности. Это человек, зафиксированный на прошлом, постоянно к нему возвращающийся, не просто вспыльчивый, а склонный переживать внутри себя, изводить, накручивать.
Нос даже приплюснут, что роднит его с Микеланджело, у которого нос был переломан, и еще загнут вниз. Такая злопамятная вспыльчивость у Микеланджело точно была.
Микеланджело упомянут Пушкиным в конце трагедии «Моцарт и Сальери», где на вопрос Моцарта: «Ведь гений и злодейство – две вещи несовместные?» Сальери отвечает: «А Буанаротти? Иль это сказка тупой бессмысленной толпы и не был убийцею создатель Ватикана?»
Тот действительно был убийцей, но по неосторожности: убил своего ученика, который попался под горячую руку. Стукнул так, что он отдал Богу душу.
Но и Пушкин был способен на убийство. Например, он действительно хотел убить Дантеса, и даже будучи тяжело раненым, лежа на земле, все равно в него выстрелил. То есть вопросы «гений и злодейство» действительно стояли у самого Пушкина.
У Микеланджело более приплюснутый и стертый нос, но у Пушкина близкий к этому, то есть свою энергию он мог направить и так: накопленную внутри агрессию проявить как способность к тому, чтобы любой ценой устранить препятствие со своего пути, вплоть до убийства. Если у человека такого типа накапливается много отрицательной энергии, ему лучше не становиться на пути – он может убить, причем не задумываясь. Потом, может быть, и пожалеет, но в этот момент – нет.
Конечно, заговор против Пушкина был и хотели его убить потому, что он был единственным человеком, который мог сформировать русскую национальную идею. Он был идеологом, и вокруг него формировалась национально-патриотическая партия. На Западе поняли: великая империя, еще с национальной идеей, которая отойдет от Запада и не будет посылать войска на какие-то внутренние династические разборки – это большая опасность. Они понимали, что скоро у них грянут революции, а революции (например, в Германии и Венгрии) они подавили тогда только благодаря русским войскам Николая I. Пушкин уже за 70 лет до Николая Трубецкого формировал евразийскую идею: Россия – не Европа и не Азия, а отдельная срединная цивилизация. Презрительно отзывался об англичанах и масонах, хотя сам был принят в ложу в 1821 году, но затем от них отошел.
В любом случае маска по линии носа показывает человека резкого, пристрастного, ревнивого, но энергия которого идет на светлые цели, потому что носовая перегородка свернута в правую сторону. Если была бы в левую – было бы все наоборот, была бы разрушительная энергия. Например, у Ельцина нос свернут в левую сторону. У него и были инстинкты разрушителя, что он и осуществил после второго возвращения Сатурна, после 60-ти лет, дорвавшись до власти. У Пушкина наоборот, созидательная энергия, несмотря на вспыльчивость, злопамятность и фиксацию обид.
Ноздри «бабочкой», что только усугубляет обидчивость и желание компенсировать обиды.
Нос достаточно широкий – страсти владеют человеком, а не он ими. На первичной маске видны сильно выраженные носогубные складки. Это бывает у людей с подвижным лицом, которым приходится постоянно отстаивать свою точку зрения, контактировать. Они склонны веселиться, быть оптимистами и иметь жизнеутверждающую позицию.
Отсутствие этих складок говорит о маскообразности и неподвижности натуры. Такой человек не умеет веселиться, радоваться. Он однообразен в своих пристрастиях. Напротив, выраженные носогубные складки говорят о разнообразии, эмоциональности. Такой человек может меняться под влиянием импульса.
Эти складки были резко выражены, например, у Сталина. Поэтому он не мог быть неподвижным заторможенным человеком, как его изображают в фильмах. Имея сильные носогубные складки, он должен был быть человеком с жизнеутверждающим началом, умел и мог меняться, мог принимать решения под влиянием минутных порывов. Эти же складки говорят об общительном, не замкнутом на себя человеке, и у Пушкина все эти черты были. На лице такого человека отражаются все эмоции. Он часто улыбается, эмоционально возбудим.
ГУБЫ
Сильно выраженная линия губ говорит о человеке сластолюбивом, влюбчивом. Нижняя губа больше, чем верхняя, поэтому потворствовать своим инстинктам, особенно в ранние годы, он не только мог, но и никогда от этого не отказывался. Его донжуанский список в возрасте 25 лет включает около 300 женщин (как дворянок, так и крепостных).
На верхней губе у Пушкина выражена ураническая складка (желобок), хотя она не очень заметна на этой маске. Такой желобок часто встречается у творческих людей. Кроме того, он говорит о большом влиянии женщины (для женщин – мужчины) на жизнь и судьбу человека. Такой желобок хорошо заметен на маске Булгакова.
В худшем случае, при сильно выраженной, длинной верхней губе (а у Булгакова она была) человек может попасть под влияние женщины, роковой любви и под ее действием поменять всю свою жизнь. Это наблюдается в судьбе и Пушкина, и Булгакова. У Пушкина, правда, меньше, потому что у него не так выражена верхняя губа, не длинная. У него нижняя губа больше, чем верхняя.
Короткая верхняя губа говорит о капризности и чувствах не таких глубоких. Чувства людей с длинной верхней губой рассчитаны на более долгий срок. У них часто фиксация на партнере. А с короткой верхней губой – капризность, склонность к флирту, часто у женщин, например. Вот и у Пушкина тоже. Если бы не было этого желобка – он вообще бы мог быть легковесным и поверхностным человеком. Но желобок есть, значит способен на глубокие чувства и даже формировался под их влиянием.
СКУЛЫ
Несмотря на большое количество связей и контактов у Пушкина, скулы не ярко выраженные, скругленные. Глаза благодаря этому не утоплены. Поэтому можно говорить о том, что Пушкин был весьма избирательным в контактах, что он мог открываться перед людьми, которых считал своими и был совершенно закрыт перед чужими людьми.
ГЛАЗА
Яркие, выпуклые, солярные, что свидетельствует об активном творческом раскрытии, жизнеутверждающем творческом начале. Большие, немного на выкате глаза говорят о переполняющей через край творческой энергии.
Глаза несколько широко расставлены (на расстояние, большее, чем один глаз).
Многие люди с широко расставленными глазами остаются несчастными в личной жизни, потому что не могут там самоутверждаться. Они слишком доверяют своим партнерам и открываются перед ними.
Наоборот, люди с близко посаженными глазами («волчий взгляд») имеют желание «хватать» своих близких. У Путина «волчий взгляд».
А несчастной в любви была знаменитая актриса Роми Шнайдер, у которой были очень широко расставленные глаза, и ее все время бросали. Не знала, как себя вести по отношению, к тем, кого считала близкими.
У Пушкина это тоже так. Может быть, поэтому в личной жизни он оказывался за бортом, и у него были все эти несчастные любови. Не знал, как себя вести по отношению к семье, к Наталье Гончаровой. Может быть одна из причин того, что он попал в эту жуткую и трагическую для себя историю в том, что он был психологически к этому не готов – широко расставленные глаза. Но у такого человека более панорамное видение. Человек с близко посаженными глазами мгновенно принимает решения там, где нужно, вблизи, но у него нет дальнего видения. Это очень хороший тактик, но очень плохой стратег.
Человек с широко расставленными глазами – наоборот, очень хороший стратег, но очень плохой тактик. Когда нужно принимать решения здесь и сейчас, он может наворотить что угодно, вплоть до противоположного тому, что ему нужно. Он видит вдаль, но может совершенно не разбираться в том, что вблизи. Такие люди бывают совершенно беспомощными в личной жизни, не знают, что им сделать.
Пушкин видел в даль, имел широкий кругозор, но разбираться в ближних тактических вопросах не мог. У человека с близко посаженными глазами волчья хватка – выжить здесь и сейчас, мгновенно реализовать ситуацию, но вдаль не видеть. Надо признать, что Владимир Владимирович у нас такой. Это хорошо для решения тактических задач, но плохо для построения дальней стратегии.
БРОВИ
На этой маске не видно бровей, но у Пушкина были достаточно большие брови. Не сросшиеся и не широкие, нормальные. Расстояние между бровями и глазами было достаточно значительным – не низко посаженные, нависшие брови. Это говорит о свободомыслии, отсутствии внутренней зажатости, сдержанности и подозрительности. Он не был параноиком, ему не надо было выстраивать защиту по отношению к окружающим. Может, это Пушкина в конце концов и погубило – то, что он не заботился о собственной безопасности, был в этом отношении человеком достаточно беспечным.
ЛОБ
Прямой, не покатый – лоб мыслителя. Прямая верхняя часть лба говорит о человеке, который умел вписываться в окружающую реальность, что в последние годы и произошло, когда он стал верой и правдой служить государству. Нормально относился ко всему, что связано с властью, законом, авторитетами.
В нижней части лба выражены философские бугры над бровями (склонность к размышлениям, работает на себя) и шишки поэзии (над внешними краями бровей). Такие выпуклые шишки поэзии встречаются достаточно редко. В работе Галля, основателя френологии, они трактуются как «поэтический дар, умение рифмовать». Такие же наблюдаются на масках многих поэтов, например, Блока.
Между верхней и нижней частью лба находится хиронианская складка – умел вписываться в то, что является признанным. Не был бунтарем, хотя в ранние годы дружил с декабристами, бунтарями. Но по большому счету ему это было не свойственно. В конечном счете он пришел к консерватизму, национальной идее, поддержке власти, чему способствовал сильно выраженный Хирон – складка между верхней и нижней частями лба.
Прямой лоб – это лоб консерватора. Пушкин не был человеком, стремящимся что-то ломать и переделать. Покатый лоб бывает у творцов, пытающихся внести что-то свое. Это лоб Сталина, скорее. Он создатель и творец нового законодательства. А человек с прямым лбом выступает с позиции или консерватора или с позиции внушенного ему или усвоенного закона.
Некоторое сходство есть у Пушкина с Лениным. Но у Ленина лоб более широкий. Он больше охватывал. Такой человек сам себя приравнивал к закону: «я – закон». Кроме того, у Ленина нет хиронианской складки между верхней и нижней частями лба. И лоб у Ленина несколько выпуклый. У Пушкина только прямой.
Следовательно, черты Ленина – слился с законом, эгоцентрически считал себя правым: «я могу руководить, я знаю, что надо делать. Виски Пушкина не вдавленные – не фанатик. Не было сверхценной идеи, широкий взгляд.
ПОДБОРОДОК
Хотя и не очень большой, «нет чугунной челюсти», но выпуклый, не срезанный и несколько заостренный, не широкий. Это говорит о человеке упрямом, во что бы то ни стало отстаивающим свои взгляды, неуступчивом.
Четко выражена складка, отделяющая подбородок от верхней губы. Это говорит о том, что человек будет спорить, не будет уступать в своих взглядах и иногда даже может быть деспотичен, заставлять других принимать свои решения, что Пушкину было свойственно. Конечно, подбородок Пушкина не был «чугунной челюстью», бывающей у людей, которые тупо и бессмысленно настаивают на своем, даже когда это против их интересов. Хорошо, что подбородок выражен, и выражена складка, отделяющая подбородок от нижней губы – то есть он не поддавался влиянию, умел отстаивать свои взгляды в той или иной, даже жесткой форме.
Заостренный подбородок говорит еще и об агрессивности. Мог дойти до сарказма, до жесткого неприятия чужих взглядов, терпеть не мог, когда ему что-то навязывали.
РЕЗЮМЕ
Перед нами лицо человека с некоторыми негроидными чертами, и отсюда большое влияние инстинктов, внутренних импульсов, эмоциональность. По складкам и другим чертам лица – очень вспыльчивый, резкий агрессивный (нос), отстаивающий свои убеждения (подбородок). Человек очень творческий – очень выпуклые глаза, но который видит панораму, не видит вблизи. Поэтому вблизи он может быть даже большим ребенком и не замечать беды под носом как человек с широко расставленными глазами («широко закрытыми глазами»). Человек любвеобильный, влюбчивый (губы), тем не менее страстный и ревнивый, злопамятный. Человек стратегического мышления с великолепным поэтическим и философским даром (бугры) и способностями к его творческой реализации (солярные глаза): он не мог писать в стол, ему нужно, чтобы его замечали, чтобы была обратная связь, иначе будет себя чувствовать неудовлетворенным и нереализованным.
Человек веселый, с мимикой и ярко выраженной эмоциональной реакцией на все окружающее. Избирательный в контактах (невыраженность линии скул).
Очень много разных противоречивых черт. Тем не менее, все это вместе очень гармонично сплавлено. Потому что выражение лица в момент смерти, показывающее, каким человек на самом деле был, говорит о том, что все эти противоречия ему не мешали, он чувствовал себя комфортно. В нем уживались влюбчивость, веселье, ревность и пристрастность, творческая реализация и беспомощность в личной жизни, жизненных мелочах, неумение видеть вблизи и стратегическое мышление, умение вписываться в общество, ладить с законом и неумение управлять интригами. Чего нет в этом лице – так это хитрости и интриганства.
Даже энергия, которая у него явно брызжет через край (загнутый вниз нос с выраженными ноздрями) – и то имеет у него благородное развитие, потому что нос чуть-чуть наклонен в правую сторону. Такая творческая, созидательная сублимация энергии. Вместе все это говорит о человеке достаточно гармоничном, несмотря на множество противоречий, которые есть в этом характере.
"Павел Павлович Глоба" ©